Об электронных петициях

Или как бороться с бездействием государства

Взаимоотношения граждан с государственными органами являются вынужденными. Причем для обеих сторон. Ввиду невозможности существования каждой из этих сторон в отдельности. Государство не может существовать без граждан, равно как и гражданин – без государства. Поскольку, с одной стороны, государство, утрированно, и есть общность граждан, и призвано осуществлять управление этой общностью. А с другой, гражданином является человек, принадлежащий по формальным признакам данной общности.

Эти взаимоотношения представляют собой некий свод правил, носящий юридический характер, облеченный, как правило, в конституцию.

Почему вынужденные?

А вы спросите у самих себя, всегда ли известные вам или вами же установленные правила поведения приятны и признаваемы вами?

В отношениях же государства и его граждан присутствует еще и взаимная неприязнь, мягко говоря.

Не следует путать и подменять понятия «государство» и «страна»

Страна тоже является общностью людей, но не обязательно граждан. Источниками образования страны выступают вовсе не юридические основания, или вернее далеко и не только они. А присущие человеческим межличностным взаимоотношениям свойства, единящие схожих между собой целые группы людей. По национальному, географическому, историческому, родственному, коммерческому и прочим признакам и интересам.

Таким образом, страна – понятие намного более емкое и  содержательное, нежели государство.

Государство же – совокупность государственных институтов, органов, должностных лиц, уполномоченных гражданами посредством конституции и выборов (диктатуры и автократии не рассматриваются) на выполнение функций упорядочения деятельности всего общественного организма, входящего в юрисдикцию данного государства, а также сами граждане.

На территории одной страны могут находиться несколько государств.

К функциям и обязанностям государства следует отнести обеспечение порядка, правосудия, представительских функций в международных отношениях, перераспределение доходов граждан государства (социальное обеспечение: пенсионные выплаты, пособия малоимущим и т.д.) и прочие. Эти функции выполняются на уплаченные его гражданами налоги, а также с доходов, полученных от деятельности различных государственных предприятий.

С другой стороны, граждане несут на себе обязательства уплачивать налоги со своих доходов, подчиняться правовой системе государства.

Институт гражданства подразумевает наличие юридической связи человека с государством, следствием которой является возникновение определенных взаимных правоотношений между государством и гражданином.

То есть в основе взаимоотношений гражданина и государства лежат взаимные обязанности. А когда это исполнение обязанностей причиняло удовольствие?

Соответственно, облеченные властью представители государства в лице его органов и должностных лиц, при отсутствии должного контроля со стороны общества, частенько грешат, как минимум, игнорированием своих обязанностей, налегая, в основном, на права.

То есть, бездействуют. Это проявляется в ненадлежащем выполнении своих обязанностей, как то: непринятие действий должного реагирования на обращение граждан или возникшие обстоятельства.

Как же с этим бороться?

Общий порядок обжалования незаконных решений, действий или бездействия государственных органов и должностных лиц предусмотрен Законом Украины «Об обращениях граждан».

Так, в соответствии со статьей 1 означенного Закона граждане Украины вправе обратиться к органам государственной власти, местного самоуправления, объединениям граждан, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, средствам массовой информации, должностным лицам согласно их функциональных обязанностей с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов, а также жалобой об их нарушении.

К решениям, действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы, относятся такие в сфере управленческой деятельности, вследствие которых:

  • нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);
  • созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;
  • незаконно возложены на гражданина какие-нибудь обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.

Жалоба на обжалуемое решение может быть подана органу или должностному лицу высшего уровня на протяжении одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.

Обращения рассматриваются и по ним принимаются решения в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок принять решение по затронутым в обращении вопросам невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок разрешения вопросов, поставленных в обращении, не может превышать пяти дней.

Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращения граждан бесплатно.

Как вы понимаете, речь в данном случае идет об общем порядке обращений граждан.

Электронная петиция

Новомодное веяние, особо пользующееся популярностью на просторах Украины среди пользователей такой социальной сети, как «Фейсбук», в виде одного из видов обращений граждан к государственным органам и его представителям, предусмотрено ст. 231 Закона Украины «Об обращениях граждан».

Так, граждане могут обратиться к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления с электронными петициями через официальный веб-сайт органа, которому она адресована, или веб-сайт общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронной петиции.

Для создания электронной петиции к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления ее автор (инициатор) заполняет специальную форму на официальном веб-сайте органа, которому она адресована, или веб-сайте общественного объединения, осуществляющего сбор подписей в поддержку электронных петиций, и размещает текст электронной петиции.

Электронная петиция публикуется на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления или на веб-сайте общественного объединения, осуществляющего сбор подписей в поддержку электронных петиций, в течение двух рабочих дней с дня отправки ее автором (инициатором).

Электронная петиция, адресованная соответственно Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, рассматривается при условии сбора в ее поддержку не менее чем 25000 подписей граждан в течение не более трех месяцев со дня опубликования петиции.

Требования к количеству подписей граждан в поддержку электронной петиции к органу местного самоуправления и сроку сбора подписей определяются уставом территориальной общины.

Информация о начале рассмотрения электронной петиции, набравшей в установленный срок необходимое количество голосов в ее поддержку, публикуется на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, соответствующего органа местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня после сбора необходимого количества подписей в поддержку петиции, а в случае получения электронной петиции от общественного объединения – не позднее чем через два рабочих дня после получения такой петиции.

Рассмотрение электронной петиции осуществляется безотлагательно, но не более десяти рабочих дней со дня опубликования информации о начале ее рассмотрения.

О поддержке или не поддержании электронной петиции публично оглашается на официальном веб-сайте Президентом Украины – относительно электронной петиции, адресованной Президенту Украины, Главой Верховной Рады Украины – относительно электронной петиции, адресованной Верховной Раде Украины, Премьер-министром Украины – относительно электронной петиции, адресованной Кабинету Министров Украины, главой соответствующего местного совета – относительно электронной петиции, адресованной органу местного самоуправления.

Ресурс электронных петиций к Президенту Украины.

А вот у Верховной Рады Украины и Премьер-министра Украины аналогичные страницы отсутствуют, не говоря уже о местном самоуправлении…

Вообще, как вы понимаете, данные электронные петиции носят рекомендательный характер и являются своеобразным выразителем общественных настроений. Цель данных петиций, в некотором роде, «стравить пар» у наиболее сознательных представителей общества из «народа».

Юридических же последствий данные петиции не влекут. За исключением, когда на основании петиции принимаются какие-либо нормативные акты; что входит в права, но не обязанности соответствующего государственного органа/должностного лица.

Однако что-то не припоминаются таковые (нормативные акты, принятые на основании петиции).

Лично мне, автору данных строк, все эти электронные петиции напоминают одного очень известного политика, нашего с вами современника, весьма щедрого на обещания, но такого же скупого на их исполнение…

В завершение добавлю, что лица, виновные в нарушении Закона Украины «Об обращениях граждан», несут гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

А вот процедуры борьбы с бездействием государственных органов и должностных лиц в порядке гражданской, административной и уголовной юрисдикции мы рассмотрим в одной из следующих статей.

Подібні записи:

Залишити відповідь