В противостоянии с бездействием чиновников

Или выбираем оружие

Прежде чем начать, немного отвлекусь на причины, по которым была избрана для публикации именно эта тема – борьба с бездействием государственных органов и должностных лиц. К нам часто обращаются с вопросами для консультации о том, как поступить в той или иной ситуации, возникшей в силу бездействия должностных лиц.

Например: «почему правоохранительные органы не реагируют на заявления?», «Горсовет/горисполком не отвечают на жалобы, заявления, запросы. Что делать?», «Исполнительная служба ничего не делает…», «Как заставить ЖЭК (горводоканал, энергообъединение и пр.) подключить/отключить/проверить/сделать…?». И множество других аналогичных вопросов.

В предыдущей статье «Об электронных петициях» данная тема была поднята несколько сумбурно, без указания причин. Но именно предыдущая статья легла в основу этой темы. В ней были рассмотрены общие правила борьбы с данной напастью на примере Закона Украины «Об обращениях граждан», в результате чего мы пришли к заключению, что неисполнение теми же должностными лицами означенного Закона влечет наступление гражданской, административной или уголовной ответственности.

В данной статье попробуем разобраться, что же представляют собой указанные виды ответственности в контексте борьбы с бездействием должностных лиц, как представителей государства или любого другого предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности. И как этим пользоваться практически.

С юридической точки зрения каждый из видов ответственности подразумевает некую структуру содержания и алгоритм действий.

То есть ответственность не наступает сама по себе. Ее наступление подразумевает наличие определенных факторов (в утрированном, упрощенном виде): само событие правонарушения, законодательное закрепление конкретной ответственности за такое правонарушение и непосредственное применение ответственности к правонарушителю. Это общие черты всех видов ответственности. А вот практическое применение разнится.

Еще раз определимся, что все нижеописываемые виды ответственности применимы не только к государственным органам и должностным лицам, но и ко всем предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам, независим от формы собственности.

Уголовная ответственность

Основания

Первой рассмотрим уголовную ответственность как наиболее жесткую в сравнении с другими, применимыми к должностным (и не только) лицам в соответствии с украинским законодательством. Это обусловлено необходимостью сопоставления всех видов ответственности при их рассмотрении исключительно с умозрительной целью. И уголовная ответственность будет представать неким «эталоном».

В соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности за преступления подлежат только физические лица, то есть применительно к тематике данной статьи – должностные лица (специальный субъект).

Так, в соответствии со статьей 18 Уголовного кодекса Украины (далее – УК) должностными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляющие функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или исполняющих такие функции по специальным полномочиям, которыми лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным должностным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

Должностными лицами также признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, осуществляющие функции государства для иностранного государства, в частности, для государственного органа или государственного предприятия), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному, должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является страна, и судьи и должностные лица международных судов.

Данный перечень является исчерпывающим, дабы не подвергать лиц, не входящих в его круг, ответственности, которой они не подлежат – принцип гуманности уголовного права.

Перечень преступлений, ответственность за совершение которых наступает исключительно в отношении должностных лиц, выделен в отдельный 17 раздел Уголовного кодекса Украины.

Непосредственно имеющую отношение к теме данной статьи ответственность за бездействие должностного лица предусматривает статья 367 УК:

Служебная небрежность, то есть  неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей в связи с  недобросовестным отношением к ним, повлекшее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц, –

наказывается штрафом от двухсот пятидесяти (4250,00 грн.) до пятисот (8500,00 грн.) необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Совершение тех же деяний, если они причинили тяжки последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом от двухсот пятидесяти (4250,00 грн.) до семисот пятидесяти (12750,00 грн.) необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или без такового.

Под существенным вредом здесь понимается вред, в сто и более раз превышающий необлагаемый налогом минимум доходов граждан (от 60 900,00 грн.).

Тяжкие последствия в данном контексте – последствия, в двести пятьдесят и более раз превышающие необлагаемый налогом минимум доходов граждан (от 152 250,00 грн.).

Понимание означенных нюансов позволяет квалифицировать совершенное должностным лицом правонарушение как преступление, наказанием за которое и будет названная уголовная ответственность. В противном случае уголовная ответственность не наступает.

Знание данных тонкостей позволяет определить методы и способы борьбы с бездействием должностного лица. То есть правильно избрать инструмент воздействия/принуждения/наказания/возмещения вреда: уголовная, административная или же гражданская ответственность.

Применение

Исходя из уже известного, предположим, ваш обидчик совершил названное преступление. Каковы ваши дальнейшие действия?

Если вы считаете, что должностное лицо своим бездействием совершило преступление, то в соответствии со статьями 60, 214 Уголовного процессуального кодекса Украины (далее – УПК) можете обратиться с заявлением или сообщением об уголовном правонарушении в правоохранительные органы.

Сообщение о преступлении можно составить письменно в произвольной форме и направить в правоохранительные органы по почте как минимум заказным письмом, а лучше – «с уведомлением», чтобы у вас остались второй экземпляр сообщения и доказательства его отправки.

Вообще рекомендую все взаимоотношения с государственными органами осуществлять дистанционно. Через Укрпочту или интернет. Сбережете свои и время, и нервы.

Следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления ним из какого-либо источника обстоятельств, свидетельствующих о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование.

Следователь, прокурор, другое должностное лицо, уполномоченное на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение. Отказ в принятии и регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении не допускается (ст. 214 УПК).

Если данным уголовным правонарушением вам причинен моральный, физический или имущественный вред, вы будете принимать участие в досудебном расследовании в статусе потерпевшего, о чем вручается памятка о процессуальных правах и обязанностях лицом, принявшим заявление о совершении уголовного правонарушения.

В таком случае вам придется участвовать в процессе досудебного, а в последствии и судебного расследования преступления.

Однако в этом есть и положительный момент. Если, как уже было сказано, вам данным преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вы имеете право предъявить гражданский иск в порядке статьи 128 Уголовного процессуального кодекса Украины.

Описанный алгоритм действий применителен не только при совершении должностным лицом такого преступления, как служебная небрежность, но и в отношении других преступлений.

Не стесняйтесь защищать свои права, обращаясь в правоохранительные органы с сообщением (заявлением) о совершении преступления. Если состав преступления не подтвердится в ходе проверки вашего заявления, у вас останутся еще «козыри в рукаве» в виде возможности защиты своих прав с помощью административного или гражданского права, о чем я еще расскажу. В противном случае, виновный, таки, будет наказан, а вы получите сатисфакцию.

Таким образом, как вы видите, есть у́права на такой субъект, как должностное лицо. Есть и у него слабое место, в которое нужно бить, чтобы добиться своей цели. Здесь, как и в любом деле, важны: целеустремленность, настойчивость и правильное приложение усилий.

Ввиду обширности рассматриваемой темы и используемых материалов, как источника вдохновения и передаваемой информации, читайте продолжение темы в наших следующих статьях.

Подібні записи:

Залишити відповідь