Тандем бухгалтера и юриста

Объем полномочий

Любой предприниматель, владелец, директор предприятия одним из главных людей в штате своего предприятия всегда назовет бухгалтера.

Ведь в профессиональные обязанности бухгалтера входят фундаментальные функции деятельности предприятия, без осуществления которых практически невозможно его существование:

  • ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • проведение взаиморасчетов с клиентами;
  • ведение учета взаиморасчетов с контрагентами;
  • составление и сдача финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, отчетности в фонды, другие контролирующие деятельность предприятия органы;
  • работа с первичной документацией (составление, проверка, контроль): приходные, расходные, возвратные накладные, акты выполненных работ (услуг), акты-сверок;
  • начисление и проведение выплаты заработной платы;
  • работа с дебиторской задолженностью;
  • ведение учета взаиморасчетов с подотчетными лицами;
  • составление внутренней финансовой отчетности;
  • проведение амортизационных начислений;
  • осуществление контроля над входящими и исходящими финансовыми потоками;
  • ведение складского учета;
  • проведение работ по оптимизации налогообложения;
  • ведение учета транспортных затрат;
  • проведение экономического анализа эффективности деятельности компании;
  • и множество других.

Зачастую на плечи бухгалтера также возлагаются несвойственные его профессиональным обязанностям функции, тесно связанные с коммерческой, а, следовательно, и финансовой деятельностью предприятия, – подготовка договоров и дополнительных соглашений, обеспечение взыскания задолженностей по таким договорам и соглашениям и прочие.

В противовес должности бухгалтера юрист на предприятии, должность которого, по старинке, именуется юрисконсульт, пользуется меньшей благосклонностью со стороны руководства.

Сравните хотя бы уровни зарплат по таким вакансиям на сайтах трудоустройства. Предоставленная там информация весьма красноречиво отображает степень оценки работодателем уровня ценности каждого из специалистов.

Причин тому можно назвать множество. Но наиболее главной, по нашему мнению, является именно негативное восприятие самими руководством юриспруденции, и, в частности, ее представителей в силу правового нигилизма, то есть неуважительного (негативного) отношения к правовой системе в целом.

Отсюда вытекают завышенные требования руководства предприятий к профессиональным возможностям и функциональным обязанностям юрисконсульта при одновременном заниженном их материальном поощрении. Поэтому неудивительна ситуация, когда на низкую зарплату приходят не слишком амбициозные, неопытные, мало мотивированные специалисты в области права, результатом чего является низкая эффективность их работы.

В таких случаях нередко возникает необходимость в сторонней помощи более квалифицированных специалистов в области права.

К функциональным обязанностям юриста, обеспечивающего правовую защиту финансово-хозяйственной, коммерческой деятельности предприятия относятся:

  • обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия и защиты его правовых интересов;
  • анализ законодательства и актуальной судебной практики с целью усовершенствования налоговой и хозяйственной деятельности предприятия;
  • представительство интересов предприятия в органах судебной системы, органах исполнительной власти, органах внутренних дел, налоговой инспекции, фондах социального страхования, антимонопольного комитета Украины и пр.;
  • проведение юридической экспертизы по договорам, приказам, инструкциям;
  • ведение контроля за договорной деятельностью предприятия (разработка и составление договоров, а также проверка договоров в чужой редакции на соответствие законодательству и интересам предприятия);
  • предоставление юридических консультаций сотрудникам предприятия;
  • работа с дебиторской/кредиторской задолженностью;
  • работа с налоговыми органами и органами государственной исполнительной службы;
  • получение разрешительных документов, лицензий, патентов, свидетельств;
  • составление претензий, исковых заявлений, жалоб;
  • проведение юридического аудита компаний;
  • составление процессуальных документов;
  • сопровождение ВЭД;
  • организация взаимодействия с контролирующими органами при проведении проверок на предприятии;
  • сопровождение проверок контролирующих органов;
  • проведение оспаривания результатов проверок в административном и судебном порядке;
  • проведение защиты от взыскания кредиторской задолженности;
  • работа с тендерной документацией;
  • проведение взысканий задолженности по договорам;
  • внесение изменений в учредительные документы компании;
  • подготовка обращений, писем, жалоб;
  • проведение взысканий дебиторской задолженности в досудебном и судебном порядке;
  • и множество других.

Как видим, функциональные обязанности и полномочия юриста намного превышают таковые у бухгалтера как в количественном, так и в качественном выражении. На юриста возлагается несоизмеримо более высокая ответственность за результаты его работы в силу более широких полномочий и необходимости взаимодействия с гораздо большим количеством внешних связанных и не связанных с предприятием лиц.

И если в сферу ответственности бухгалтера входит исключительно финансово-материальная сторона деятельности предприятия, то юристу необходимо поддерживать и обеспечивать фундаментальные, основополагающие вопросы деятельности предприятия, выходящие далеко за пределы финансово-хозяйственной и коммерческой подоплеки его существования.

Однако не следует так категорично сравнивать несравнимое.

Точки соприкосновения

Общая цель как бухгалтера, так и юриста – обеспечение эффективной, успешной и, главное, прибыльной деятельности предприятия.

И если сопоставлять деятельность бухгалтера и юриста на предприятии, можно обнаружить пересечение их функциональных обязанностей, где и наблюдается острая необходимость синхронизации, налаживания взаимодействия, а также наличие общей стратегии в работе данных специалистов.

Особенно это актуально в самом сокровенном для жизнедеятельности предприятия направлении – генерации прибыли – в коммерческой деятельности предприятия при осуществлении последним основных видов деятельности, а именно в договорных отношениях предприятия с контрагентами, как поставщиками, так и покупателями/клиентами.

Не менее важным является взаимодействие этих специалистов при обеспечении хозяйственной деятельности предприятия и защите его интересов в отношениях с третьими лицами, в том числе, с государственными органами, учреждениями и организациями, например, налоговой инспекцией.

Взаимодействие юриста и бухгалтера выглядит приблизительно следующим образом:

Сферы взаимодействия Полномочия бухгалтера Полномочия юриста
 

 

 

 

 

 

Договорные взаимоотношения с контрагентами

·  предоставление юристу сведений и документации о структуре коммерческих, финансово-хозяйственных отношений предприятия;

·  работа с первичной документацией (составление, проверка, контроль): приходные, расходные, возвратные накладные, акты выполненных работ (услуг), акты-сверок;

·  проведение взаиморасчетов с клиентами;

·  ведение учета взаиморасчетов с контрагентами;

·  предоставление юристу информации и документов о возникновении нарушений исполнения договоров, наличии задолженности;

·  наряду с юристом разрабатывает тендерную документацию для участия в тендерах при осуществлении предприятием коммерческой, финансово-хозяйственной деятельности.

· разработка договоров, а также анализ договоров в чужой редакции (заказчика, контрагента, клиента) на предмет соответствия интересами предприятия и законодательству по схеме коммерческих, финансово-хозяйственных направлений деятельности предприятия для получения прибыли;

· проведение взысканий задолженности по договорам;

· осуществление защиты от взыскания кредиторской задолженности;

· составление претензий, исковых заявлений, жалоб;

· проведение юридического аудита компаний;

· составление процессуальных документов;

· разработка тендерной документации для участия в тендерах при осуществлении предприятием коммерческой, финансово-хозяйственной деятельности.

Взаимоотношения с контролирующими органами

·  уведомляет юриста о проведении проверок контролирующими органами;

·  передает юристу документацию о проверках контролирующих органов;

·  участвует в проверках контролирующих органах как полномочное лицо.

·  организация взаимодействия с контролирующими органами при проведении проверок на предприятии;

·  сопровождение проверок контролирующих органов;

·  проведение оспаривания результатов проверок в административном и судебном порядке.

Общеорганизационные вопросы предоставление юристу сведений и документации, относящихся к ведению и сфере финансово-экономической деятельности предприятия.

· представительство интересов предприятия перед третьими лицами;

· анализ входящей корреспонденции от третьих лиц на предмет соответствия законодательству и интересам предприятия;

· предоставление руководству предприятия правовых консультаций;

· разработка ответной корреспонденции

Таким образом, налицо не просто необходимость взаимодействия юриста и бухгалтера на благо предприятия, но и потребность тандема, наличия взаимопонимания и полного сотрудничества для достижения общих целей.

Подібні записи:

Залишити відповідь