Административный ресурс против чиновника?

Или «А судьи кто?»

В продолжение темы борьбы с бездействием государства, государственных органов  в лице их представителей – должностных лиц, начатой в статьях «Об электронных петициях» и «В противостоянии с бездействием чиновников», начинаем следующую статью цикла.

Так в предыдущих статьях были рассмотрены основные способы борьбы с бездействием чиновников, названы виды ответственности данных лиц в соответствии с действующим законодательством, в число которых, напоминаю, входят уголовная, административная и гражданская ответственность. Кроме того, уже была рассмотрена уголовная ответственность должностных лиц за бездействие, повлекшее существенный вред и тяжкие последствия.

Соответственно в данной публикации рассмотрим административную ответственность чиновной братии за покушения оной на претензии в небожители или, иначе выражаясь, за попытки уклонения от исполнения возложенных на них обязанностей.

Административная ответственность

Основания

Под бездействием следует понимать волевое пассивное поведение человека, которое заключается в том, что лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность, в результате чего причиняется вред объектам охраны административного права или создаётся угроза причинения такого вреда.

К бездействию следует относить и случаи, когда лицо, осуществляя возложенные на него обязанности, выполняет их либо не до конца, либо ненадлежащим образом, либо когда лицо уклоняется от возложенных на него обязанностей, не выполняя их с помощью конкретного способа.

В соответствии со статьей 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях Украины (далее по тексту – КоАП) административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой согласно закону уголовной ответственности.

Непосредственные правонарушения, за совершение которых наступает административная ответственность и относящиеся к тематике рассматриваемой проблемы, предусмотрены достаточно большим перечнем статей КоАП. Это, к примеру, и статья 14 КоАП «Ответственность должностных лиц», и статья 41 КоАП «Нарушение требований законодательства о труде и охране труда», и статья 1729 КоАП «Непринятие мер по противодействию коррупции», и статья 18813 КоАП «Невыполнение законных требований государственного исполнителя», и множество других.

Собственно, одним из квалифицирующих признаков многих административных правонарушений является, в том числе, и бездействие правонарушителя.

Должностные же лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Основными видами взыскания за совершение административного правонарушения являются:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • оплатное изъятие или конфискация предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;
  • лишение специального права (занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);
  • общественные работы;
  • исправительные работы;
  • административный арест;
  • арест с содержанием на гауптвахте (за совершение воинских правонарушений).

Кроме того, если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный вред гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета во время решения вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение имеет право одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного вреда, если ее сумма не превышает двух необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а судья районного, районного в городе, городского или горрайонного суда – независимо от размера вреда.

Вообще перечень органов, комиссий и должностных лиц, уполномоченных рассматривать административные дела и налагать административные взыскания на виновных в совершении административных правонарушений лиц, достаточно обширен.

Однако в контексте тематики статьи о привлечении должностных лиц, как представителей государственных органов, к административной ответственности за совершение административных правонарушений бездействием, то данные категории дел подведомственны, в основном судам.

Применение

Наложение административного взыскания на виновное в совершении административного правонарушения лицо, не ведет непосредственно к наступлению тех последствий, в которых заинтересована пострадавшая сторона. То есть наказание виновного не обязательно приводит к исправлению ситуации или возмещению ущерба.

Кроме того, действия или бездействие чиновника далеко не всегда можно квалифицировать как правонарушение, административное или уголовное, что исключает возможность его привлечения  соответственно к уголовной или административной ответственности.  Что же делать в таком случае?

Учитывая специфику взаимоотношений между субъектами властных полномочий (государственные органы и их должностные лица) и физическими и юридическими лицами в связи с осуществлением первыми властных управленческих функций, в разрезе интересующего нас вопроса о принуждении оных выполнять свои обязанности, остановимся именно на этой процедуре разрешения спора в административном порядке.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Украины  дела об обжаловании действий или бездействия должностных или служащих лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и разрешаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца.

Итак, административные суды рассматривают следующие категории административных дел:

  • административные дела, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служащее лицо органа местного самоуправления;
  • все административные дела относительно решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий в делах о привлечении к административной ответственности;
  • все административные дела по спорам физических лиц с субъектами властных полномочий по поводу начисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;
  • административные дела относительно решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы по поводу исполнения ними решений судов по делам, предусмотренным выше;
  • административные дела по принудительному возврату в страну происхождения или третью страну и принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы территории Украины;
  • если одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, областной совет, Киевский, Севастопольский городской совет, их должностное или служащее лицо;
  • о применении в случаях, предусмотренных законом, мер реагирования относительно государственного надзора (контроля), разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности, если они могут быть применены исключительно по судебному решению;
  • относительно подтверждения обоснованности применения субъектами властных полномочий мер реагирования во время осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.
  • и другие категории дел.

Рассмотрение споров в административном судопроизводстве происходит в порядке искового производства. То есть лицо, считающее свои права нарушенными, предъявляет в административный суд иск к субъекту властных полномочий относительно осуществления ним властных управленческих функций.

Разрешение же административного спора судом позволяет пострадавшей стороне требовать от виновного лица исполнения возложенных на него должностных, служебных обязанностей или полномочий, устранения негативных последствий, возникших в результате действий или бездействия субъекта властных полномочий, признания незаконными его действий или бездействия, решений, а также задействовать прочие достаточно широкие возможности.

Таким образом, административная ответственность, примененная надлежащим образом, в отношении субъекта властных полномочий, предоставляет любому, столкнувшемуся с чиновничьим произволом, прибегнуть к достаточно широкому спектру воздействия на супостата, с целью принуждения последнего к надлежащему исполнению возложенных на него обязанностей.

Если у вас появились вопросы – добро пожаловать в комментарии.

Подібні записи:

Залишити відповідь